Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

Геннадий Новосельцев: «Благодаря учителям, в школах сохранилась воспитательная функция»

Геннадий Новосельцев: «Благодаря учителям, в школах сохранилась воспитательная функция»
26.09.2022
Накануне юбилейных XXV Богородично-Рождественских образовательных чтений председатель Законодательного Собрания области Геннадий Новосельцев ответил на вопросы руководителя отдела Калужской епархии по взаимодействию с госструктурами, обществом и СМИ протодиакона Сергия Комарова. - В этом году на чтениях мы вновь говорим о главном - достойном образовании и правильном воспитании. Вопросы образования и воспитания стоят всегда рядом, но понимаются по-разному. Что для Вас есть образование, обучение, воспитание, и какая между этими понятиями должна быть связь? - Каждый раз, когда речь заходит об образовании, хочется сказать большое спасибо нашим учителям. Благодаря многим их них, в школах сохранилась воспитательная функция. Отвечая на Ваш вопрос, подчеркну, что и образование, и обучение, и воспитание призваны решить одну крайне сложную и ответственную задачу - заложить в ребёнка всё то, что сделает его человеком с большой буквы. Хорошие знания позволят ему получить профессию, но этого мало, чтобы стать счастливым, добрым и отзывчивым чело-веком. Именно поэтому наравне с обучением в этом перечне стоит и воспитание. Понимание его значения есть и на государственном уровне. С 1 сентября в школах появилась, с моей точки зрения, очень важная должность - советник директора по воспитательной работе. Соответствующий закон мы в региональном парламенте приняли ещё в августе. Именно советник призван систематизировать, упорядочить эту работу. Конечно, нельзя в этой связи не упомянуть и преподавание в школах «Основ православной культуры». Ещё в январе 2011 года областной парламент инициировал и провёл совместно с калужской епархией форум «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Именно на нём было предложено ввести их в региональный образовательный стандарт. - Согласно статистике, около 70% обучающихся в Калужской области в предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России» выбирают именно модуль «Основы православной культуры». Не должно ли это отражаться на формулировках общих понятий духовно-нравственного воспитания? - В воспитании важны не формулировки. Здесь важен личный пример. Поэтому раз уж столько людей выбирают этот компонент, то и преподавать его должны люди, для которых «православная культура» не просто два красивых слова, а главный жизненный принцип. На уже упомянутом форуме «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» в 2011 году было принято решение о создании координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Калужской области. Он функционирует по сей день и является основной площадкой для решения всех общих для Церкви и власти вопросов. И вопрос воспитания детей через преподавание ОПК - один из них. Ранее уже звучало предложение о создании постоянно действующей комиссии именно по актуальным вопросам преподавания Основ православной культуры с участием областных депутатов. Нужно эту идею воплотить в жизнь совместно с Калужской митрополией. Мы к этой совместной работе готовы. На этой площадке можно и нужно выработать конкретный пошаговый план, что нужно предпринять, чтобы система преподавания ОПК заработала в полную силу. - Вы уже упомянули о введении в школах должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Предусматривает ли это оказание помощи, в том числе, и в духовно-нравственном воспитании и предполагается ли взаимодействие с детскими религиозными структурами? - Уверен, что это предполагает взаимодействие не только с детскими религиозными структурами, но и непосредственно с Русской Православной Церковью, священнослужителями. Именно духовно-нравственное воспитание ребёнка должно быть основной целью работы советника. Конечно, в наше сложное время такой специалист должен обладать и хорошими историческими знаниями, уметь разъяснять политику страны, в том числе, и на мировой арене, простым понятным языком отвечать на любые вопросы, которые может задать ребёнок. На этой должности могут быть только люди, которые сами истинно верят и любят свою страну, желают ей развития. Но этот человек должен обладать и знаниями основ нашей веры. Это не исключает того, что в школах учатся представители других национальностей и конфессий. С ними он также должен говорить на одном языке. Традиционные семейные ценности важны для всех. Но с учётом того, что большинство жителей области православные, в первую очередь, советник должен стать связующим звеном, через которое будет выстраиваться взаимодействие учеников и духовенства Калужской митрополии. - Какие еще новшества в школах коснутся вопросов воспитания? - Первое, что здесь можно выделить – это, конечно цикл классных часов «Разговоры о важном». Он введен также с начала учебного года. «Разговоры о важном» не являются уроками в традиционном понимании. Это скорее беседы, обсуждения, цель которых – помочь детям разобраться в таких понятиях, как любовь к Родине, уважение к истории своей страны, нравственность, семья и многие другие. Кроме того, сейчас на партийной площадке «Единой России» активно обсуждается идея о воссоздании учебно-производственных комбинатов. Многие в советское время учились один день в неделю в учебно-производственном комбинате и получали специальность. Это и в жизни многим пригодилось, и в то же время сыграло значительную воспитательную роль. Нельзя недооценивать значение труда в деле формирования личности. Ещё скажу, что на каждого из нас влияет и внешняя среда, условия, в которых мы живём, растем. Тем более, всё это влияет на детей. Именно поэтому для образовательного процесса важно и состояние школ, в которых учится подрастающее поколение. Калужская область вошла в грандиозный проект партии «Единая Россия» по их капитальному ремонту. В этом году ремонтируется 13 школ. Школы будут ремонтироваться и в последующие годы. Активно мы планируем заняться и благоустройством пришкольных территорий. Я думаю, это тоже скажется на качестве образовательного процесса и формировании современной комфортной образовательной среды.