Без любви к детям нет педагога
18 мая в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» состоялся прямой эфир с учителем русского языка и литературы Ульяновской средней общеобразовательной школы Людмилой МУРАШОВОЙ
Первоначально Людмила Анатольевна мечтала стать врачом.
Большую роль в выборе её будущей профессии сыграла учитель русского языка и литературы Точилина Светлана Владимировна. До сих пор она помнит своё ощущение полёта, радости, открытий после её уроков. Занимаясь с ней, Людмила Анатольевна не могла не влюбиться в трудную, но такую интересную науку - филологию.
После школы Людмила Анатольевна окончила Калужский государственный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы» и, не раздумывая, вернулась в родную школу уже в качестве учителя.
- Любовь к учителю, любовь к предмету, а затем любовь к профессии. Вот так я и стала учителем, - отметила Людмила Анатольевна.
Многие ученики Людмилы Анатольевны получили педагогическое образование, но, к сожалению, в школе работают немногие.
Учителями не рождаются, ими становятся. Людмила Анатольевна уверена, что учителем можно стать, если любить детей: своих и чужих, послушных и непослушных, отличников и двоечников.
- За 35 лет работы в школе могу отметить, что образование не изменилось. Изменился подход к образованию, отношение учеников и родителей к школе. Изменились программы, по которым мы работаем, ведь время не стоит на месте. В настоящее время больше возможностей наглядности, больше возможностей для творчества. Учителю стало легче готовиться к уроку. В первую очередь, речь идёт о цифровизации образования.
Мы пережили и дистанционное обучение. Если первоначально дети радовались переходу на дистант, то потом поняли, что ничего нет лучше, чем присутствовать на уроке и заниматься с учителем.
Дети тоже изменились, у многих из них нет желания получать те знания, которые им даёт учитель. Я думаю, дети перегружены информацией. Практически у всех сейчас имеются телефоны, откуда постоянно поступает различная информация.
Сконцентрировать своё внимание на одном предмете они могут восемь секунд (клиповое мышление), страдает память - плохо усваивают учебный материал (не все, конечно).
Задача учителя - выбрать рациональное зерно и вложить ученику, но необходимо, чтобы тебя любили и уважали, - отметила Людмила Анатольевна.
К ней на урок дети идут с удовольствием. Для Людмилы Анатольевны это, как бальзам на душу. Значит, она нужна своим ученикам. Значит, им интересен её предмет. Значит, она - на правильном пути.
В последнее время, к сожалению, в школе поменялись тенденции. К учителям стали относиться как к людям, оказывающим образовательные услуги.
- Такое понятие как образовательная услуга отбросило роль учителя на дальний план. И, наверное, к первоначальной роли учителя мы вернёмся ещё не скоро.
В нашей школе учителя учат и воспитывают, а не оказывают образовательную услугу. Кроме образовательной задачи на уроке всегда есть воспитательная.
Учитель воспитывает своим внешним видом, своим поведением, своим отношением к предмету, к своей работе. Дети всё это видят.
Если говорить о том, кто должен воспитывать детей, то, к сожалению, мы детей уже перевоспитываем. Учитель не обязан учить детей говорить «здравствуйте», «спасибо», учить завязывать шнурки, не бросать бумажки вокруг себя. С этим ребёнок должен приходить в школу из дома.
Мечта любого учителя, когда учитель-ученик-родитель - это единое целое, - отметила Людмила Анатольевна.
В целях укрепления значения русского языка Министерством образования РФ в школах введён предмет русского родного языка. Учащиеся на уроке учатся говорить, изучают русские национальные традиции, национальные костюмы и многое другое.
В преподавании русского языка многое изменилось: увеличилось количество часов в плане культуры речи, возросла сложность предмета.
В последнее время русские люди всё чаще используют иноязычные слова.
Людмила Анатольевна считает, что если в речи употреблять более десяти процентов заимствованных слов, то это – угроза нашему национальному языку. Во всём должна быть мера.
- У учителя много преимуществ – допинг, общение, молодость (дети не дают состариться).
В конце учебного года сильно устаёшь, но в середине августа сердце начинает биться чаще и хочется скорее в школу к моим любимым ученикам, которые меня многому научили - терпимости, компромиссу. Учитель - профессия сложная, но интересная. Я ни разу не пожалела о том, что стала учителем, - отметила Людмила Анатольевна.
Каждое утро она входит в свой класс - светлая, подтянутая, с неизменной доброжелательной улыбкой. Побольше бы нашимдетям таких наставников!
Светлана Козырева.
Фото из открытых источников.