Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

Интервью заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области – заместителя главного судебного пристава Калужской области, майора внутренней службы Татьяны Сергеевны Кондрашовой

 Интервью заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области – заместителя главного судебного пристава Калужской области, майора внутренней службы Татьяны Сергеевны Кондрашовой
20.09.2023

Тема: Всероссийская информационная акция судебных приставов по вопросам защиты прав граждан от неправомерных действий профессиональных взыскателей.

Вопрос: Чем регулируются права граждан при взаимодействии с коллекторами и кредиторами?

Ответ: Права граждан при взаимодействии с коллекторами и кредиторами регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Вопрос: А какое отношение к защите прав граждан в данном случае имеют судебные приставы?

Ответ: С 2017 года одной из важных функций Федеральной службы судебных приставов стал контроль за деятельностью юрлиц, которые занимаются возвратом просроченных долгов – это и коллекторы, и банки, и микрокредитные организации. ФССП России ведет реестр профессиональных коллекторов, которые имеют право в качестве основной деятельности заниматься взысканием задолженностей.

По вопросам нарушений со стороны данных организаций любой гражданин может обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы судебных приставов по Калужской области. Данным вопросом у нас занимается отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Вопрос: Значит, кредиторы не могут делать всё, что им вздумается, и они должны соблюдать определенные правила?

Ответ: Да, конечно. Порядок общения с должниками строго регламентирован действующим законодательством. Например, личные встречи — не более одного раза в неделю, а звонки — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Если эта периодичность нарушается, соответственно, в действиях юридических лиц усматриваются административное правонарушение. Строго регламентировано также количество направляемых смс-сообщений, текст данных сообщений, распространение информации третьим лицам, а также взаимодействие с третьими лицами.

Коллекторам и кредиторам, естественно, запрещено угрожать применением физической силы, уничтожением имущества, вводить граждан в заблуждение по тем или иным вопросам и т.д.

Вопрос: Сколько раз за 8 месяца текущего года граждане жаловались на коллекторов, банки или микрокредитные организации?

Ответ: За 8 месяцев текущего года калужские судебные приставы приняли почти 200 обращений граждан по вопросам нарушений со стороны коллекторов или кредиторов. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество обращений возросло на полтора десятка.

Вопрос: Какие нарушения самые распространенные?

Ответ: К наиболее частым нарушениям можно отнести:

- нарушение регламентированного текста сообщений, присылаемых должникам, не указание в них обязательной информации.

- нарушение порядка общения с третьими лицами, которые не являются должниками, осуществление с ними взаимодействия без согласия.

- оказание психологического давления на должника.

- превышение допустимого количества звонков или сообщений.

- введение в заблуждение граждан – например, указание на наличие судебного решения о взыскании долга, в то время как его нет.

Вопрос: Сколько юридических лиц привлечено к ответственности за данные нарушения, и какое наказание их постигло?

Ответ: За 8 месяцев 2023 года сотрудники УФССП России по Калужской области составили в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, 25 протоколов об административных правонарушениях. В основном все нарушения закона были по статье 14.57 КоАП РФ (Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности).

Наказанием во всех случаях был административный штраф. Всего недобросовестным юридическим лицам пришлось выплатить 1 миллион 157 тысяч рублей (это на 200 тысяч рублей больше в сравнении с 8 месяцами прошлого года).

Вопрос: А можно привести несколько свежих примеров, когда судебные приставы помогли гражданам в восстановлении их прав?

Ответ: Да, безусловно. Например, в Управление обратилась жительница города Балабаново Калужской области. Женщина пожаловалась на банк, в котором взяла кредит и на данный момент является его должницей. Она указала, что сотрудники кредитного учреждения нарушают закон при взаимодействии с ней. В ходе проверки, проведенной сотрудниками УФССП России по Калужской области, доводы заявительницы подтвердились. Банковские работники нарушили сразу несколько положений закона. Они слишком часто присылали гражданке смс-сообщения, превысив допустимые по закону лимиты. Также в некоторых из них был нарушен регламентируемый текст и приходили смс со скрытого номера, что тоже запрещено законом. Кроме того, записи звонков показали, что кредиторы вводили должницу в заблуждение относительно передачи её дела в суд и возможности применения мер уголовной ответственности в случае невыплаты задолженности. Судебные приставы привлекли банк к административной ответственности и он выплатил 50 тысяч рублей в качестве штрафа.

Ещё один свежий пример – привлечение к ответственности микрокредитной организации из Санкт-Петербурга за нарушение прав калужанки. История схожа с первой – превышение количества смс, нарушение регламентируемого текста, а также оказание психологического давления на должницу. Кредиторы говорили гражданке, что будут общаться с её родственниками и соседями и указывали на то, что её долг уже передан коллекторам, хотя это было не так. Закономерным итогом стало также привлечение юрлица к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 105 тысяч рублей.

Не так давно судебные приставы привлекли к административной ответственности банк за незаконное взаимодействие с матерью должника. Женщина обратилась к нам с заявлением и указала в нём, что не является должницей, однако ей звонят сотрудники банка и напоминают о необходимости оплаты долга её сыном. И делали они это достаточно часто. В ходе проверки доводы заявительницы подтвердились. Банкиры не имели право звонить гражданке, являющейся родственницей должника, без её письменного согласия. Кроме того, они совершали слишком много звонков, нарушив частоту взаимодействия. Судебные приставы составили в отношении кредиторов протокол об административном правонарушении. Банк оштрафовали на 55 тысяч рублей. Звонки на номер телефона гражданки прекратились.

И последний пример. Жительница Калуги пожаловалась на микрокредитную организацию из Новосибирской области. Сотрудники органа принудительного исполнения приняли обращение и провели соответствующую проверку, в ходе которой нарушение прав заявительницы подтвердились. Дело всё в том, что в соответствии с законом кредиторы имеют право взаимодействовать с должником в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а также в выходные и праздничные дни в период с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства или пребывания гражданина или гражданки. Однако работники новосибирской микрокредитной организации писали смс-сообщения калужанке в ночное время. Уведомления о необходимости уплаты долга неоднократно приходили ей в 2 и 3 часа ночи, а также в районе 6 часов утра. УФССП России по Калужской области в итоге привлекло микрокредитную организацию к ответственности и нарушителя оштрафовали на 35 тысяч рублей. Ночные смс-сообщения калужанке больше не приходят.

Вопрос: Совет гражданам – как вести себя, если кредитор особенно настойчив и переступает черту, установленную законом?

Ответ: При совершении любых неправомерных действий со стороны коллекторов или кредиторов УФССП России по Калужской области рекомендует гражданам сделать следующее:

1.Зафиксируйте нарушение посредством видео- или аудиозаписи, фотографий текстовых сообщений, детализации телефонных разговоров или другим, доступным для вас способом. По возможности, укажите дату и время совершения противоправных действий со стороны сотрудников коллекторских агентств или кредиторов.

2. Сообщите об этих фактах в УФССП России по Калужской области, приложив к своему обращению документы и материалы, содержащие, в том числе, сведения о долговых обязательствах, наименования коллектора или кредитора, данные лиц, которые осуществляли с вами взаимодействие, ваши ФИО и контактные данные для связи.

Обратиться к калужским судебным приставам можно одним из следующих способов: по адресу: 248023, г. Калуга, ул. Ф.Энгельса, д. 25., посредством письменного обращения, через интернет-приемную на официальном сайте Управления (r40.fssp.gov.ru), через портал Госуслуг или в ходе личного приёма. Контактные телефоны колл-центра Управления: 8-4842-73-29-12 и 54-24-69.

При общении с кредиторами или коллекторами мы настоятельно рекомендуем гражданам сохранять все переписки, по возможности вести запись разговора, ведь это может стать неоспоримым доказательством нарушения их прав и действующего законодательства.

Кроме того, в зависимости от ситуации, сотрудники Управления могут перенаправить обращение гражданина в другие государственные органы – УМВД России по Калужской области, отделение Центрального Банка РФ или Роскомнадзор по Калужской области.

УФССП России по Калужской области.