Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

С годами служба легче не становится

С годами служба легче не становится
05.11.2020

10 ноября с профессиональным праздником поздравляют как действующих сотрудников МВД, так и тех, кто много лет отдал службе, стоя на страже закона. В преддверии праздника воспоминаниями о службе в Ульяновском районном отделении милиции поделились Ветераны МВД Афанасий Константинович АБРАМОВ (фото 2) (возглавлял Ульяновское РОВД с 1989 –по 2000гг) и Александр Сергеевич ЛЕЖЕБОКОВ (фото 1) (зам. начальника Ульяновского РОВД с 1989 – по 1998 гг.). Каждый из них проработал в Ульяновском РОВД более 30 лет, большую часть из которых в руководящих должностях. Труд этих людей и вклад по установлению правопорядка в районе весьма значительный.

Афанасий Константинович, Александр Сергеевич, готовясь к нашей встрече, я советовалась со знакомыми, у кого за плечами есть опыт работы в МВД. И первое что уточняли, это о каких подразделениях, отделах, структурах пойдёт речь: ГАИ, следствие, розыск и т.д. И тот факт, что предстоит беседа с людьми, в подчинении которых находились все эти отделы, вызывало изумление. Я ничего не напутала, это было в отделении именно так?

Афанасий Константинович:

-Действительно, долгое время все перечисленные структуры и ФСИН, и Следственный комитет входили в МВД. У нас в районном отделении были и паспортный стол, и отдел оперативно-розыскной деятельности, следственный отдел, ГАИ, ОБХСС и участковые, круглосуточно работала дежурная часть. В здании милиции находились помещения временного изолятора и СИЗО. Было время, нас в отделе работало более 50 человек. Ещё народную милицию формировали.

И все отделы подчинялись Вам? Ведь чтобы руководить, надо понимать суть деятельности, и нормативной документацией владеть. Вы всё это знали?

Афанасий Константинович:

- Дело в том, что за годы службы почти в каждом отделе и я, и Александр Сергеевич работали. Я поступил на службу в конце 60-х годов, Александр Сергеевич уже работал. Мы знали ситуацию изнутри. Законодательство почти не менялось.

Александр Сергеевич:

- Да, тогда именно наизусть знали статьи, разделы Кодексов, документы и инструкции, с которыми постоянно работали.

У людей старшего поколения есть легенда о том, что в советское время было тихо, спокойно, детей не боялись одних отпускать. А теперь сплошной разбой и никому верить нельзя. Какое Ваше мнение?

Афанасий Константинович:

- Это, конечно, далеко не так. Преступлений на долю тогдашних сотрудников милиции хватало сполна. В среднем за год около 100 преступлений совершалось.

Стражи порядка работали на износ?

Александр Сергеевич:

- По-разному бывало. Хорошо была организована работа участковых. Ульяновский район был условно разделён на 5 участков. За каждым участковым была закреплена определённая территория. Обычно он сам там и проживал. Участковые вели приём населения не только в Ульянове, но и в д. Уколица, д. Вязовна, д. Крапивна, п. Дудоровский. Туда же обращались жители близлежащих деревень.

Тогда в нашем районе проживало более 25000 человек. Участковые знали каждого жителя своей подведомственной территории в лицо, очень тесно сотрудничали с сельсоветами. Эти обстоятельства обеспечивали если не 70% профилактики правонарушений, то точно позволяли обладать большей частью оперативной информации по правонарушениям.

На Ваш взгляд, техническое оснащение, системы видеонаблюдения сегодня существенно помогают работникам полиции?

Афанасий Константинович:

- Мы не владеем текущей статистикой. Но даже если камеры и зафиксировали факт правонарушения, работу сотрудников полиции никто не отменял. Всё равно необходимо проводить розыскные мероприятия, следственные действия. А вот о техническом оснащении в широком смысле мы могли только мечтать. На отделение долгое время был всего один автомобиль. Добирались в сёла на попутных машинах. Вот, например, Александр Сергеевич пешком ходил в Крапивну преступление раскрывать.

И что, Александр Сергеевич, раскрыли преступление?

Александр Сергеевич:

- Раскрыл. Люди всегда помогали милиции. Нам во все времена необходимы справедливость и чувство защищённости. Потом надо отметить, что в сельской местности чаще совершаются правонарушения административного порядка, хулиганство бытового характера. Ведь в основном все жители знают друг друга. Более тяжкие преступления реже случались.

Случались ли резонансные преступления? Те, о которых помните до сих пор.

Афанасий Константинович:

- Тогда о резонансе не думали. Думали, как людей спасти, как сотрудников уберечь. Конечно в памяти много сложных случаев. Я помню, как в д. Озерно выезжали на задержание преступников. Это были приезжие люди с криминальным прошлым, вели себя очень агрессивно, были обвинены в разбое. По оперативной информации мы знали, что возможно сопротивление при задержании. Все сотрудники от оцепления до группы захвата сработали слаженно, операция прошла успешно. Я до сих пор анализирую детали. Ведь отвечал за каждого.

Да, в таких ситуациях как никогда важен кадровый вопрос! Как во времена Вашей службы с этим справлялись?

Афанасий Константинович:

- Кадры решают всё! На самом деле мы внимательно следили за этим. Приходили устраиваться на службу люди из местного населения. Мы знали их, их родных. Хотя случалось, что человек не до конца понимал, что от него требуется в работе, не мог сработаться с коллективом. Приходилось расставаться.

Александр Сергеевич:

- Всякое бывало. Тогда зарплаты в милиции были небольшие, а нагрузка и требования высокие. Порядочность и честь мундира очень высоко ценились. Тогда райкомы были. За каждый промах или недочёт со стороны сотрудника нам ещё и по этой линии доставалось.

Не могу не задать по этой теме острый и щепетильный вопрос: - какое у Вас сейчас складывается мнение по кадровому вопросу в МВД, слушая новости о ситуации вокруг изнасилования сотрудницы дознания в г. Уфа, и прочих случаях?

Афанасий Константинович:

- Я думаю, что дело не в кадровом вопросе, как таковом. На мой взгляд, сильно изменилось общество, молодёжь. И не только в России, конечно. Во всём мире происходят попытки замещения общечеловеческих ценностей. Популярны скандалы. Мне больно и неприятно слышать эти новости. У нас работали женщины в отделении, в основном в паспортном столе. Все вместе отмечали праздники, юбилеи. Горько становится и от подобного рода новостей, и от того, что судебные процессы, как в случае с актёром Михаилом Ефремовым, как сериал смотрит вся страна.

Возможно, общественность волновал вопрос именно назначения реального наказания. А в Вашей практике бывали случаи, когда следствие окончено, вина доказана, а суд оправдывал подсудимого?

Афанасий Константинович:

- Нет. Никогда. В том случае, когда вина действительно доказана, никогда преступник не оказывался на свободе или без иного предусмотренного законом взыскания.

Как вы считаете, все проводимые реформы деятельности МВД были удачными? Как Вы восприняли смену наименования «милиция» на «полиция»?

Афанасий Константинович:

- Перед нами стояли задачи по охране правопорядка. Мы не обсуждаем решения лиц, уполномоченных проводить реформы. Но лично мне сложно принять переименование милиции. Уж очень много слово «полиция» для русских различных оттенков имеет. Но не название структур и организаций влияют на жизнь людей. Ещё огорчает тот факт, что в районном центре нет круглосуточно работающей дежурной части. Далековато от нас Козельск.

Александр Сергеевич:

- Я помню, во времена Н. С. Хрущёва происходило укрупнение районов, и тогда Ульяновский район был прикреплён к Козельскому. Но на деятельности и структуре Ульяновского районного отделения милиции даже это обстоятельство не отразилось. Конечно, убыль населения в нашем районе предполагает снижение правонарушений. Но вот так ли это? Сотрудники патрульно-постовой службы проводят рейды по выявлению правонарушений, но количество машин в разы стало больше, скорости выше.

Расскажите о здании Ульяновского РОВД. Мне кажется, оно является нашей районной достопримечательностью и по назначению, и по возрасту. Вам за годы службы приходилось сталкиваться с проблемами по его поддержанию?

Афанасий Константинович:

- До сих пор вспоминаю то время, когда по утрам зимой вставал и первым делом смотрел: идёт ли дым из трубы котельной, отапливается ли здание. Ведь зданию, задействованному под нужды РОВД, более 150 лет. Волнений и хлопот хватало по его содержанию. Но серьёзных проблем и ремонтов нам не довелось пережить. Можно сказать, что здание служило вместе с нами.

Александр Сергеевич:

- Многое пришлось делать уже более молодым сотрудникам, служившим гораздо позже нас. И, похоже, они вполне справились.

Вы брюзжите, глядя на молодых сотрудников МВД, как это часто в жизни бывает?

Александр Сергеевич:

- Нет. Мы никогда не осуждаем молодёжь. Им служить не просто. Ведомство чаще поощряет сейчас сотрудников званиями, есть возможность у желающих работать и учиться, строить карьеру, но служба от этого легче не становится. Например, я после 32 лет службы уволился из органов в звании подполковника. А Афанасий Константинович - полковником. И это звание ему было присвоено только после командировки в Чечню во время первой кампании. Однако всё это лишь детали. Главное – это служба, работа, которой мы отдали большую часть осознанной жизни.

Слова известной песни о том, что «ваша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна…» – очень точно выражают суть профессии милиционера, теперь уже полицейского. Какое бы название не было, сотрудники правоохранительных органов всегда должны быть на посту, на охране порядка и спокойствия граждан. А ветераны МВД - пример для подражания. Афанасий Константинович! Александр Сергеевич! Вы несомненно относитесь к числу тех уважаемых людей, кто формировал стиль жизни нашего района и того времени, о котором сейчас вспоминают с ностальгией. Крепкого вам здоровья, прекрасного настроения, внимания и понимания! Что бы вы хотели пожелать всем сотрудникам МВД в канун праздника?

Афанасий Константинович:

- Прежде всего - здоровья, благополучия. И главное - оставаться людьми в любой ситуации!

Александр Сергеевич:

- Быть преданным службе до конца! Будьте счастливы!

Беседовала Е.А. Ковтун.