Питание школьников
Жизнь невозможна без питания
Оптимальное (улучшенное) питание - полноценное в количественном и качественном отношении, принадлежит к числу факторов, играющих ключевую роль в формировании и поддержании физического, психического здоровья детей и подростков, их высокой работоспособности, интеллекта и устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Причины этого явления следующие:
Пища, и только она, является единственным усвояемым источником энергии, необходимой человеку для:
- поддержания структурной целостности органов и тканей и предотвращения их распада;
- постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов (головного мозга, сердца, почек и др.);
- выполнения различных форм физической и умственной работы, включая процесс обучения детей всех возрастов;
- обеспечения роста и развития детей.
Потребность в энергии детей 7-11 лет равна 2350 ккал, с 11 лет и старше 2713 ккал.
Пища содержит пищевые вещества (нутриенты): белки (протеины), жиры (липиды), углеводы, витамины, минеральные вещества. Ежедневно организму необходимо получить 100-120 химических соединений: это 8 аминокислот, 12 витаминов, 13 макро- и микроэлементов, полиненасыщенные жирные кислоты и ряд других биологически активных веществ. Причём должны соблюдаться определённые соотношения (сбалансированность) между пищевыми веществами. Так Б: Ж: У = 1:1:4 , соотношение белков животного и растительного происхождения, соотношение жиров растительного и животного происхождения, соотношение кальция: фосфора: магния = 1: 1,5: 0,5; возрастные нормы витаминов.
Следующий принцип – максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
Оптимальный режим питания.
Ежегодные эпидемиологические исследования констатируют значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, так и с разбалансированностью рациона по основным пищевым веществам. Вследствие этого примерно у 10% детей понижены антропометрические характеристики (вес, рост) и около 7% страдают ожирением, сохраняется высокий уровень алиментарно-зависимых заболеваний (гастрит, дуоденит, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет). В большинстве регионов страны (в том числе и у нас) рационы питания недостаточны по содержанию большинства витаминов, макро- и микронутриентов.
Это обусловлено, наряду с причинами социально-экономического характера, негативным влиянием факторов окружающей среды, серьёзными недостатками в организации питания, неблагоприятными в ряде случаев условиями воспитания и обучения, не соответствующими гигиеническим нормативам и санитарным правилам, в том числе интенсификацией учебного процесса. Надо отметить, что ухудшилось питание в семье, только каждый 5-ый ученик принимает горячее питание 3 раза в день. И ещё, в последние годы отмечается связь нерационального питания детей и подростков с социально-психологическими проблемами подрастающего поколения (курение, злоупотребление алкоголем, медикаментами).
В сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей, при этом организация питания учащихся – одна из основных составляющих в её решении. Питание – это наука, с помощью которой можно программировать здоровье и при организации питания нужно не идти за последствиями, а предупреждать эти последствия.
Школьный рацион должен состоять из завтрака, содержащего 20-25% суточной калорийности и обеда, содержащего 30-35% суточной калорийности. Завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности (энергия, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов). Полдник предусмотрен для детей, посещающих группы продлённого дня.
Необходимо соблюдение режима питания: 1-ая смена – завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (в 10-11 ч), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
При чётком режиме питания возбудимость пищевого центра, закономерно повышаясь к моменту следующего приёма пищи, способствует появлению аппетита. При нарушении режима, нарушается слаженность работы пищеварительных желёз, расстраивается пищеварение, снижается аппетит. Если ребёнок не получает горячих завтраков, то следует обеспечить детей молочными завтраками, состоящими из 200-250 мл молока, кефира, а также выпечки, печенья. Продолжительность приёма пищи детьми должна быть регламентирована: для завтрака следует отводить 15-20 мин, для обеда – 30 мин.
При обучении во 2-ую смену: завтрак дома, обед дома перед уходом в школу, в 16.00-16.30 – горячее питание в школе, ужин дома. Необходимо следить, чтобы пища не была слишком холодной или горячей (температура блюд не должна превышать 50-60 °С). Умеренно горячая пища возбуждает секрецию органов пищеварения, уменьшает передвижение пищи по желудочно-кишечному тракту, что способствует лучшему её усвоению.
Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
И ещё, рацион детей не следует перегружать избыточным количеством жирной пищи, мучными изделиями, сладостями. Различные приправы и солёности действуют возбуждающе не только на аппетит, но и на нервную систему. Совершенно недопустимо употребление крепкого чая, кофе, тонизирующих напитков (пепси-кола и др.), т.к. они могут оказать вредное влияние на процессы формирования психической и нервной деятельности развивающегося организма.
Большое значение имеет правильная организация питьевого режима школьника при недостатке жидкости у детей может повыситься температура, расстраивается пищеварение, нарушается обмен веществ. Поэтому, на завтрак и полдник дети должны обязательно получать одно жидкое блюдо (молоко, кефир, кофе с молоком, чай), а на обед – два жидких блюда (первое и третье). Если есть возможность, поставьте в классе баллон с водой и одноразовые стаканчики. В идеале нужно выпивать полстакана воды каждую перемену – это поможет лучше усваивать материал, будет способствовать концентрации внимания, снимет лишнюю нагрузку с глаз.
В соответствии с областной целевой программой по совершенствованию школьного питания в г. Калуге разработаны и действуют рационы школьных завтраков и обедов с использованием продуктов, обогащённых микронутриентами. Используются продукты 5 основных групп:
1. Молоко и молочные продукты (цельное молоко, кисломолочные продукты, сыр, творог) - дают организму кальций, белок, витамины А, В2, В12.
2. Мясные продукты (мясо животных, птицы), рыба, яйца – белок, железо, цинк, витамины группы В, В12.
3. Продукты из зерна (крупы, хлеб, макароны) – пищевые волокна, крахмал, витамины группы В, железо, минеральные вещества.
4. Овощи и фрукты – пищевые волокна, b-каротин, фолиевая кислота, витамин С, калий, вода.
5. Жиры, масла, сахар, сладости (сливочное масло, растительное) – витамин Е, полиненасыщенные жирные кислоты.
Нынешнее школьное питание стало разнообразнее и вкуснее. Учителя, как никто другой, зная о пользе правильного питания, своим примером, питаясь в школе, должны приучить детей к тому, что школьный завтрак и обед – ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! Голодный ребёнок – это агрессивный ребёнок, беспокойный, неусидчивый, подвержен частым простудным заболеваниям.
Надеюсь, что активная совместная работа медицинских и педагогических работников по реализации областной целевой программы по совершенствованию школьного питания позволит улучшить состояние здоровья и успеваемость школьников.
Светлана Черепанова, врач – диетолог ГБУЗ КО «Калужский областной Центр общественного здоровья и медицинской профилактики».