Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

Особенности эвакуации в образовательных организациях

21.10.2022

Безопасность детей, это главный приоритет в жизни любого человека, и всемы понимаем, что,когда наши дети находятся в любой образовательной организации, безопасность их должна быть обеспеченна.

Основными видами угроз для образовательных учреждений являются пожары, теракты, возможны и другие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Так, в 2021 году в Калужской области пожарно-спасательными подразделениями государственной противопожарной службы Главного управления МЧС по Калужской области потушено 2752 пожара, погибли 73 человека, получили травмы различной степени тяжести 48 человек, спасено 219 человек.

За последние несколько лет, периодически поступали сообщения (звонки, СМС-сообщения) о заложенных взрывных устройствах в образовательных организациях, дошкольных образовательных учреждениях города Калуги.

Один из способов защиты детей в образовательных организациях – это эвакуация, поэтому работникам образовательных организаций надо четко знать, как работать в этом направлении.

Эвакуация – это комплекс мероприятий по организованному выводу обучающихся, персонала, из зоны опасностей (возможных опасностей) и их размещение в безопасном месте.

Для осуществления эффективной эвакуации необходимо регулярно проводить тренировки по эвакуации, не менее двух раз в год, больше можно.

Отметим важные моменты в проведении эвакуации.

Объявление об эвакуации. Способов объявления об эвакуации несколько, администрация образовательной организации заранее должна об этом подумать. Это может быть оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию. Текст сообщения должен быть подготовлен заранее и при необходимости его останется только скорректировать.

Если на уроке в школе вы слышите 2 коротких + 1 длинный звонок, это значит, что в здании возник пожар. Необходима эвакуация. Цель эвакуации – спасти людей.

Проведение эвакуации. Необходимо проводить тренировки, чтобыкаждый преподаватель, работник и ученик были готовы к действиям в экстремальной ситуации.

Возникновение пожара в образовательной организации. Администрация заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом и периодически отрабатывает действия с детьми.

При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.

Основные пути эвакуации. Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.). Учитель покидает класс последним.

Сбор эвакуируемых детей. Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это двор. Надо постараться выйти группами, классами.Всех необходимо проверят по журналам или спискам, а в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны, они организуют поиск. В зимний период детейнеобходимо укрытьв ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания. Не допускай паники. Не надо пытаться прорываться сквозь огонь, проскочить. Постарайтесь найти любое помещение с окнами, где нет дыма ипозаботиться об изоляции помещения. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды. Не нужно открывать окна, это усилит пожар. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное - не паниковать. Объяснить детям, что всех обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в городе составляет не более 10 минут, а в сельской местности 20 мин. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.

Сотрудникам образовательных организаций нужно не терять спокойствия и быть готовым к действиям!

Знайте, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Вот почему при пожаре в школе нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными ранее планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Помните! Если вы заранее подготовитесь к эвакуации это позволит спасти жизни детей и близких. Безопасность образовательной организации станет устойчивой.

Материал для статьи подготовили в УМЦ ГОЧС Калужской области: старший методист Волиньская Л.С., преподаватель Королев В.В.