Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

03.11.2016

С этих строк 19 октября начались открытые уроки в МОУ «Ульяновская СОШ»

В этот день учителя филологи Л.А. Мурашова, Н.А. Чуркина, С.Е. Ерошкина, И.В. Лисенкова в рамках Недели русского языка и литературы провели районное методическое объединение, подготовив для всех учителей района уроки литературы, русского языка и литературно-музыкальную композицию «Пушкин в Лицее». Лейтмотивом уроков, данных на высоком профессиональном уровне, и открытого мероприятия явилось историческое событие в жизни России: 205 лет назад, 19 октября 1811 г, под Петербургом в Царском Селе открылся Императорский Лицей. В него, после блестящей сдачи экзаменов, в числе всего лишь 30 воспитанников, был принят Александр Пушкин.

В актовом зале школы нет свободных мест. Здесь гости из Заречной и Мелиховской школ, учителя и ученики 5-9 классов Ульяновской школы. Начинается литературный вечер. Звучит классическая музыка. На её фоне ведущие Денис Ушаков и Данила Малиновский представляют зрителям юных лицеистов. Один за другим появляются на сцене личности, оставившие след в истории России: Вольховский Владимир (М. Чистов), Горчаков Николай (Н. Ефимов), Дельвиг Антон (К.Трошин), Корсаков Николай (Д. Валуев), Кюхельбекер Вильгельм (К. Мартынов), Малиновский Иван (Д. Понтяков), Пущин Иван (А. Ермаков), Пушкин Александр (Р. Жиряков). Одновременно на слайдах зрители видят реальные портреты будущих декабристов, министров, музыкантов, поэтов и невольно удивляются внешнему сходству сегодняшних шести- и восьмиклассников и известных исторических личностей, которых они представляют. Все ребята в строгих костюмах, серьёзные, торжественные, настолько вжившиеся за время репетиций в образы своих героев, что зрителям невольно кажется, что они воочию видят перед собой настоящих лицеистов.

Из слов ведущих мы узнаём об их будущем. Так, Кюхельбекер В. станет декабристом. Будет осужден и приговорён к вечной ссылке. Малиновский И. откажется от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалеет. Вольховский В., самый слабый по сложению, окончит Лицей с золотой медалью, вступит в тайное общество декабристов. Горчаков Н. станет дипломатом, министром иностранных дел. Он будет последним живым лицеистом, встретившим в одиночестве 19 октября 1880, 81, 82 годов. Дельвиг А. создаст альманах «Северные цветы». Корсаков Н., нежный музыкант, угаснет раньше всех. Пущин И., любимец и лицеистов, и профессоров, искренний, вежливый, благородный, будет осужден после восстания на Сенатской площади и проведёт в Сибири 31год.

Тем временем лицеисты проходят за стол, покрытый синей скатертью, зажигают свечи в канделябре. Пушкин, вынув перо из чернильницы, весь вечер пишет стихи. И все вместе вспоминают они свою жизнь в Царском Селе, учителей, первую любовь, первые впечатления друг о друге.

Из уст Горчакова А. узнаем о решении друзей ежегодно собираться и праздновать день открытия Лицея – 19 октября. Пушкин всегда к этому дню пишет сердечные, проникновенные стихи о «святом братстве». Слышим мы их и сейчас: Благослови, ликующая муза,/ Благослови: да здравствует Лицей!/ Наставникам, хранившим юность нашу…/ Не помня зла, за благо воздадим.

Иван Пущин вспоминает, что на приёмных экзаменах сильно разволновался и запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. И тут же, словно в ответ, звучит глубоко искренний голос Пушкина:

Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил….

Все вместе рассказывают (а зрители видят всё на слайдах) об устройстве Лицея – маленького четырёхэтажного городка. При упоминании о конференц-зале звучит знаменитое высказывание Г.Р. Державина: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» А на экране появляется известная картина И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Из расписания занятий узнаём, что подъём у лицеистов был в 6 утра, уроки же начинались уже с семи часов и продолжались с перерывами на прогулки и еду до половины девятого вечера. Обучение в Лицее приравнивалось к университетскому. Кроме уроков были танцы, фехтование, гимнастика, верховая езда, плавание, пение. «Уроков немало, зато и немало и забав»- вспоминает Малиновский И., сын директора Лицея. Со сцены звучат юмористические короткие стихи Пушкина, разыгрывается сценка с урока математики, на котором у Пушкина «всё кончается нулём», и учитель советует ему: «Пишите лучше свои стихи!» И Пушкин пишет: Если жизнь тебя обманет-/ Не печалься, не сердись…/ Всё проходит, всё пройдет,/Что пройдёт – то будет мило!

И тут же звучит в исполнении барда П. Парамонова волнительный романс «Цветок», написанный на удивительное стихотворение с таким же названием. Он навевает много философских размышлений о жизни человека, о его прошлом и будущем, о его стремлениях и желаниях.

Горчаков вспоминает о первой любви Пушкина - Катеньке Бакуниной. Пушкин делится: «Моё чувство к ней не было похоже на то, что я испытывал раньше!»

Под звуки волшебной мелодии Бетховена «К Элизе» начинается великолепное чтение шедевров любовной лирики Пушкина. Читают все лицеисты (наизусть, конечно, же): Я вас люблю, - хоть я бешусь,/ Хоть это труд и стыд напрасный…/ Я вас любил: любовь, ещё, быть может,/ В душе моей угасла не совсем…/ Я помню чудное мгновенье:/ Передо мной явилась ты,/ Как мимолетное виденье,/ Как гений чистой красоты…

Слова о чистой, всепоглощающей и безграничной любви льются из уст читающих так волнительно, что зрители пребывают в приятном восхищении, а больше – в удивлении. Они видят своих одноклассников (да и учеников тоже) в таком непривычном для них образе, что не могут скрыть своих восторженных эмоций. Настолько прочувствованно, нежно, душевно прозвучали эти музыкальные строки, что (забегая вперед, скажу) в течение нескольких дней после выступления и учителя и ученики не могли успокоиться, обсуждали и обсуждали свои впечатления от увиденного.

На сцене же уже звучит тревожный «Романс» Г. Свиридова. Лицеисты вспоминают трагичный 1812 год. Зачитывают слова И. Якушина о народности войны: «Не по распоряжению начальства выступил весь народ Москвы вместе с армией из древней столицы. Мне помнятся слова солдата: «Ну, слава Богу, вся Россия в поход пошла». Вольховский рассказывает о горячем обсуждении подвига Раевских, когда генерал повёл с собой в бой двух сыновей, по возрасту моложе их (лицеистов): «Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!»

Вы помните: текла за ратью рать,/ Со старшими мы братьями прощались/ И в сень наук с досадой возвращались,/ Завидуя тому, кто умирать/ Шёл мимо нас…

Кюхельбекер радостно восклицает: «Помните, какое «Ура!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!», и Пушкин откликается:

Чудесный жребий совершился: /Угас великий человек…

Беседа продолжается. Малиновский напоминает, что главным их увлечением было стихосложение. И вновь звучат лёгкие весёлые пушкинские строки.

От Корсакова узнаём о большой духовной работе друзей: о дружбе с В. Жуковским, знакомстве с историком Н. Карамзиным, поэтом П. Вяземским, политическим деятелем П. Плетнёвым.

Дельвиг, подводя негласный итог встречи лицеистов, говорит о главном их достоянии – дружбе. Её они ставят выше карьеры, удачи и даже любви. Пишут о ней. В день окончания Лицея поют гимн на слова Дельвига: Простимся, братья! Рука в руку!/ Обнимемся в последний раз!/ Судьба на вечную разлуку,/ Быть может, породила нас!

Звуки музыки становятся громче. Кюхельбекер произносит: «Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, Друзей, Отечество».

Лицеисты выходят из-за стола, положив руки на плечи друг другу, встают перед зрителями и читают бессмертные строки Пушкина о «лицейской республике», сплотившей их: Друзья мои, прекрасен наш союз!/ Он, как душа, неразделим и вечен -/ Неколебим, свободен и беспечен,/ Срастался он под сенью дружных муз./ Куда бы нас ни бросила судьбина/ И счастие куда б ни повело,/ Всё те же мы: нам целый мир чужбина;/ Отечество нам Царское Село.

Аплодисменты долго не стихают. Не хочется, чтобы такой тёплый вечер заканчивался. Директор школы Н.С. Агафонова произносит проникновенные слова благодарности артистам и учителям за высокий профессионализм, за полученные светлые эмоции, за возможность прикоснуться к высокому и прекрасному. Зрители в зале полностью с ней соглашаются.

И уроки, и мероприятие оставили массу добрых впечатлений у присутствующих, несли высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. Жаль только, что были представители не изо всех школ района.

С.Е. Ерошкина,

учитель русского языка и литературы МОУ «Ульяновская СОШ».