Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

Скрипка

Скрипка
19.11.2020

- Бабуля, здравствуй! Дедушка! Как я рада вас всех видеть живыми и здоровыми! Ой, как хорошо-то, красиво у вас в селе!

С такими словами обратилась Вика к бабушке Акулине Ивановне и дедушке своему Захару Васильевичу. А обращалась она по причине приезда своего в Забабурино на летние каникулы.

Вика и её родители живут недалеко от областного центра. Отец Вики работает шофёром на грузовом кране, а мама Вики работает врачом ветеринарным на свиноводческом комплексе.

Сама Вика Черных учится в восьмом классе общеобразовательной школы и в седьмом классе музыкальной, по классу скрипки.

- Виктория! ( Бабушка Акулина Ивановна всегда называла внучку полным именем). Виктория, привезла свой музыкальный инструмент?

- Привезла, бабушка, привезла. А как же без скрипки? Виталий Петрович, наш учитель по музыке, нам всегда говорит: «Без повседневного, кропотливого труда нет и не будет музыканта».

С этими словами Вика передала бабушке зачехлённую скрипку. Бабушка, как самое дорогое изваяние, понесла скрипку в дом, бережно прижимая её к своей груди.

Вика не первый год приезжает к бабушке и дедушке на летние каникулы. Дома она не сидела без дела ни минуты. Надо помочь огород прополоть, воды принести. Выкроить время поиграть на скрипке.

Шёл как-то бригадир полеводческой бригады Иван Ильич и предложил Вике и другим девочкам, купающимся на пруду, чтобы они помогли убраться с сенокосом.

- Помогите, девочки, в нашей работе. Надо убрать остатки клевера на поле, сложить в копёшки. Будете работать не одни. Я вам пришлю два-три человека из бригады. Если пойдёте, захватите грабли.

Вика, Тося, Галя с радостью приняли предложение Ивана Ильича.

- Поможем, Иван Ильич, обязательно поможем.

Тихими летними вечерами Вика также помогала бабушке своей по хозяйству: загнать в хлев корову Зорьку, подоить её, напоить почти что четырёхмесячного бычка Макара, накормить поросят, Машку и Мишку, загнать в курятник кур и наседку с маленькими пушистыми комочками – цыплятами.

А потом шла в клуб.

Бабушка иногда просила Вику:

- Сыграй что-нибудь. Мы с дедом послушаем, вспомним прожитые годы.

Как ни уставала Вика, возьмёт в руки скрипку – усталость проходила в тот же миг. Руки сами тянулись к смычку, смычок – к струнам, и потечёт мелодия: то русская народная песня, то разудалая плясовая, то какая-нибудь зарубежная мелодия в стиле кантри.

У самой Вики сердце замирало от счастья. Она старалась играть чище, лучше, без ошибок, чтобы мелодия шла от глубины души, от чистого сердца.

Собирались соседи, слушали, хвалили девочку и, зачарованные, никак не могли пойти домой: завтра надо рано подниматься и идти на работу.

В сельском Доме культуры готовили концерт художественной самодеятельности. Светлана Борисовна Брандт, художественный руководитель клуба, пригласила Вику и её подружек поучаствовать в хоре. Голос у Вики, ещё не тронутый мутацией, был чинный, звонкий. Пела она с душой и любовью русские народные песни. Особенно нравились и современные. А любимой была песня «Качели» на слова Юрия Энтина из кинофильма «Приключения Электроника».

Но дело не в этом. Тося Бывалова, любимая подруга Вики, танцевала, а Галя Симбирцева читала со сцены своих любимых поэтов: Тютчева и Асадова.

Тося и Галя были постоянными участницами сельской художественной самодеятельности. Как же ей, Вике, отстать от них!?

Светлана спросила у Вики: «Будешь петь или играть на скрипке?»

- Скорее всего, буду играть. А если попросят, то и спою.

- Тогда приходи на репетицию. Сегодня, в семь вечера. Надо так сыграть, чтобы все поняли душу скрипки, чтобы мелодия проникла в душу человека, пронзила, словно острая стрела, его сознание, - сказала Светлана.

- Постараюсь, - немного подумав, ответила Вика.

Вечером, в этот же день, Вика пришла на репетицию. Там были девочки. С ними занималась Светлана и Валентина Васильевна, директор сельского Дома культуры.

Стали репетировать Светлана и Вика. Светлана аккомпанировала Вике на пианино. В своё время она закончила областную музыкальную школу по классу фортепиано.

Долго думали Светлана и Вика, что бы такое сыграть, чтобы сельские жители приняли к сердцу музыку, чтобы узнали и увидели, что же это такое скрипка, как она, вообще, звучит. И, главное, зачем?

Светлана Брандт и Вика Черных остановились на Николо Паганини. Сначала дело не клеилось. Вика никак не могла побороть волнение. Но внимательное и дружеское отношение Светланы помогло справиться с ним. Вика и дома играла этот концерт Паганини. Какой же он виртуоз, этот великий итальянский скрипач! Чародей, колдун, он мог на одной скрипичной струне выделывать чудеса, покорять сердца слушателей.

Вика в одной из книг о Паганини, она забыла, правда, её название, видела на фотографии слепок кисти руки скрипача. Неровные, тонкие пальцы, сильные, нежные, они специально были созданы природой для того, чтобы достались великому музыканту.

- Завтра генеральная репетиция, - сказала Светлана Борисовна. Приходите все. А в воскресенье будем выступать перед тружениками села.

Вика всё сыграла на генеральной репетиции хорошо, но кое-где допускала ошибки. Особенно были трудные пассажи в произведениях великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в его «Неаполитанской песне». А тут уж о Николо Паганини и заикаться было нечего. Что стоили его трудные стокатто. Ошибки для непосвящённого слушателя были незаметны. Но Вика сказала Светлане Борисовне:

- При выступлении я постараюсь сыграть без ошибок.

-А споёшь?

- Спою, если кто саккомпанирует на баяне.

- Найдём, - пообещала Светлана. Это сейчас не проблема.

Викины серые, широко расставленные глаза загорелись от предстоящей радости.

- А как же прорепетировать? – спросила Вика.

- По ходу концерта, - ответила Светлана. Музыкант Лёша Чернов ещё тот. Работает в районной музыкальной школе по классу баяна.

Итак, Глаза у Вики загорелись. Они загорелись не от того, что она лишний раз похвалится своими талантами, а от того, что она, теперь уже почти полугородская девочка, будет выступать на подмостках сельской сцены. А это не одно и то же, что сцена музыкального училища, и не те же слушатели, которые могут сходить в областной драмтеатр или в областную филармонию, где частыми гостями бывают столичные артисты, певцы и музыканты с мировым именем.

Концерт шёл уже минут двадцать-двадцать пять. Уже выступили со своими номерами Тося и Галя. Они имели шумный успех. Потом дошла очередь и до Вики Черных. Её номер объявил конферансье, которым была сама заведующая сельским Домом культуры Валентина Васильевна.

- Выступает Вика Черных. Она исполнит скрипичный концерт №1 Николо Паганини. Аккомпанирует на пианино Светлана Брандт.

Вика вышла в строгом тёмном платье, держа скрипку в левой руке, а в правой – смычок. Светлана села за пианино. Она была тоже серьёзная, собранная, подтянутая. Кивком головы она приказала Вике: «Начнём». Вика поднесла скрипку к подбородку, возложила смычок на струны, и полилась чарующая музыка великого маэстро-итальянца. Скрипка то жаловалась на что-то, то плакала, то смеялась. Следом за скрипкой звучало пианино, не заглушая соло скрипки, не наступая, не давя, а подбадривая, указывая ей путь, тернистый, бунтующий, светлый.

Вика, строгая, торжественная и одухотворённая, не ошиблась, не сбилась нигде. Кивком головы Светлана показывала напарнице, где надо вступать в дуэт с пианино, где подождать.

В зале сначала стоял небольшой шум, а потом в нём воцарилась торжественная тишина.

…Они закончили, Светлана Брандт и Виктория Черных. Раздались сначала отдельные хлопки. Зрители ещё не пришли в себя от только что услышанной музыки, а потом аплодисменты слились в один громоподобный шквал. На первом сидении были Акулина Ивановна и Захар Васильевич, бабушка и дедушка Вики.

Зрители требовали, чтобы ещё играли, и музыканты исполнили волшебный «Чардаш» Брамса и «Неаполитанскую песню» Петра Чайковского.

- Мо-лод-цы, мо-лод-цы! – скандировали зрители помоложе, а пожилые ничего не говорили, только качали в раздумье головой и вытирали слёзы на глазах заскорузлыми крестьянскими рабочими руками.

Потом Вика пела «Качели» Юрия Энтина, «Родительский дом» Юрия Антонова и много других хороших, задушевных песен под аккомпанемент баяниста из районной музыкальной школы Алексея Чернова. Баянист он был ещё тот. Под его музыкальное сопровождение Тося Бывалова и другие девочки из танцевального кружка в польских народных национальных костюмах исполнили «Краковяк».

Концерт шёл уже около полутора часов, но никто из зрителей не уходил из зала.

В заключение все участники концерта, артисты местные, исполнили песню о Родине на слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача: «Широка страна моя родная,/ Много в ней лесов, полей и рек…» Лились чёткие, чистые слова, славящие нашу прекрасную и могучую Родину.

…После концерта к Вике подошёл Серёжа, соседский паренёк. Поздравил её с успехом и тихо сказал:

- Можно я тебя провожу до дома.

Вика, знавшая, что она давно нравится этому пареньку, тоже вполголоса сказала (они были за кулисами):

-Можно. Проводи.

Серёжа с благодарностью пожал ей руку и подарил (вынул из-за пазухи, чтоб никто не видел) букетик голубых незабудок. Вика поблагодарила его светлой, ничем не омрачённой улыбкой.

…Из Дома культуры все расходились довольные: и артисты, и зрители. Отдохнули, набрались новых сил, чтобы завтра продолжить извечный труд земледельца. Это был какой-то могучий порыв. И в этом могучем порыве Вика почувствовала себя не одинокой частицей, а чем-то единым, крепким, монолитным.

«Кем я ни стану в будущем, - подумала Вика, - я буду знать, что труд – основа жизни на земле, что труд - единственный движитель всего того, что создано на нашей древней и прекрасной Земле.»

Серёжа и Вика шли по деревенской улице, освещённой полной яркой луной. В руке Серёжи была рука Вики, а в другой руке он нёс, как самое что-то дорогое на свете, зачехлённую скрипку.

Алексей Седогин, с. Ефимцево.