Газета
Ульяновского района
Издается
с 1931 года

Александр Дмитриевич, или просто Саша с Пушкинской улицы

Александр Дмитриевич, или просто Саша с Пушкинской улицы
27.05.2020

В юбилейный 2002-й год – 225 лет Калужской губернии – в районной газете «Вестник» публиковался тематический цикл «Их именами будем гордиться» - об известных людях Ульяновского района. В нём есть рассказ «Александр Дмитриевич или просто Саша с Пушкинской улицы» - об Александре САМОХИНЕ, нашем земляке, поэте-самородке. Горько об этом писать, но… Александр Самохин ушёл из жизни 13 мая 2020 года (так до обидного рано!). Ушёл из жизни, но не из нашей благодарной светлой памяти о нём, его творчестве, столь близком и созвучном сердцу каждого ульяновца. Вспомним его все вместе...

Александр Дмитриевич, или просто Саша с Пушкинской улицы

За окном – ноябрь. Серые, промозглые неуютные дни. Время, когда душа сильнее, чем в зимнюю стужу, просится поближе к огню, к теплу. Согласно гороскопу, в эту унылую пору на землю приходят «скорпионы».

Неустрашим и независим

С пелёнок, с самых юных лет

Он ищет лишь высоких истин,

Далёкий и нездешний свет.

Не знаю, кто сказал о «скорпионе» эти прекрасные слова. Не знаю, все ли «скорпионы» таковы. Но вот Саша Самохин, о котором сегодня хочу рассказать, из таких. Саша моложе меня, и пусть простит, что я так его называю. Хотя сегодня (и уже давно) он - Александр Дмитриевич.

Итак, поэт Александр Самохин. Светлая, романтичная душа. Знаю, что я не одна величаю его ульяновским Есениным (он и был его кумиром в юности). Так же трепетна, лирична, проникновенна его поэзия, идущая от сердца.

Первое стихотворение Саша написал лет в 13 -14, именно под влиянием творчества Есенина и первой влюблённости в одноклассницу – дочку первого секретаря райкома КПСС Леночку Иванову.

А родился Саша 10 ноября 1955 года в Ульяновском роддоме. Семья жила на тихой Пушкинской улице. Родители – обычные люди, труженики. Брат Анатолий старше его на 7 лет. Учился Саша средне, до третьего класса – неплохо. Потом, в пятом - шестом классах – хуже, далее, по 10-й – хорошо. Ещё бы, ведь на его улице жили и его первый директор, и почти все первые учителя.

Ему больше нравились гуманитарные предметы. Любил и знал литературу, географию, историю. Нередко ему лучше многих в классе удавались сочинения, и это к окончанию школы с одной тройкой по английскому было замечено редактором районной газеты «По заветам Ленина» В.В. Страздиньш (Климовой).

Истоки поэтического творчества А. Самохина, по его собственному признанию, исходят из особой тихой красоты наших ульяновских краёв, его тяги к литературе художественной (при всей ограниченности фондов наших библиотек, которые к 10 классу он перечитал, кажется, «от корки до корки»).

Тогда же, а точнее, с пятого или шестого класса, проснулась в его душе, непонятно, из каких ночей, мечта о море. И к окончанию в 1973 году Ульяновской средней школы он точно знал, что будет моряком. Именно поэтому он рвался в Ленинград, который полюбил заочно, по книгам о его истории и близости к морю (а также наличию многих мореходных училищ и вузов).

Но эта мечта начала сбываться не сразу. До того, как он поступил в Ленинградское речное училище на Двинской улице, пришлось ему поработать грузчиком на Ульяновском молочном заводе, разнорабочим – на кирпичном. Почти полтора года работал в районной газете – сначала стажёром, потом – корреспондентом.

Часто с благодарностью вспоминал тот первый его редакционный коллектив, поездки по всему району на «газике» и велосипеде, первые литературные опыты.

Тогда же была неудачная попытка поступить в литературный институт им. Горького в Москве. Не прошёл творческий конкурс! Попытки пробиться с юношескими стихами в московские журналы потерпели крах. Вот тогда летом 1975-го он и уехал в Ленинград.

Конкурс на место в группе «судоводителей смешанного плавания река-море» был 7,5 человека. Ему хватило баллов аттестата и экзаменов для поступления. Был счастлив, когда впервые надел курсантскую форму, получил место в общежитии.

Но… увы, не судьба ему стать мореплавателем. Заболел, попал в госпиталь, там обнаружилась хроническая болезнь, которая не позволила получить профессию моряка.

После лечения и окончания первого курса медкомиссия отчислила его из училища… Возвращаться домой, расстраивать родителей не хотелось. Получив документы, уже в гражданской форме с чемоданчиком в руке, вышел где-то из метро, сел в трамвай и прочёл объявление о приёме на работу.

Так, в августе 1976 года судьба привела его в трамвайный парк имени Леонова на Васильевском острове. Полтора года слесарил в депо, потом учебный комбинат, и с тех пор по сей день, освоив профессию водителя трамвая, получив за пять лет первый класс, водит он по городу на Неве трамваи.

Всё, как обычно: общага, лимит, встреча с будущей женой, свадьба, рождение Юли и Алёши, квартира в Автово и переход в его теперешний парк № 9 имени Котлякова. Работа и поэзия…

С осени 1976 года появились его первые публикации в газете «Ленинградские магистрали» (теперь «Петербургские»). Тогда благодаря поддержке М. Ярковой и Б. Тайгина поэзия его обрела второе дыхание.

Этапы в его творчестве: журнал для поэтов «Мансарда», газета общества русских литераторов «Алло» Дины Макаровой, сборники «Автограф» и «Клад», журнал «Русский мир».

В 1997 году А.Д. Самохин издал первый сборник стихов «Ветреный день». В 1999-м – «Последний роман», в 2001-м – «Облака».

Около 10 его стихов положены на музыку и звучат в концертах авторской песни. Многие из них уже хорошо известны и любимы в литературных кругах, и это очень радует Сашу. Его самый любимый российский поэт Глеб Горбовский подарил ему свою юбилейную книгу «Окаянная головушка», фото с сердечными надписями пожеланий на литературном поприще.

Но самое главное, как говорит Саша, это то, что многих его друзей и знакомых в городе на Неве (а я добавлю - и на малой родине) радует его поэзия. Благодарность читателей и профессия, которую очень любит и гордится ею, помогает нашему земляку Александру Самохину жить, несмотря ни на какие личные драмы (потеря родителей, развод с женой и пр.) и потрясения в российской истории…

Что ж мне сказать ещё о Вас, Сашенька? Большому кораблю – большое плавание. Верю, что Ваше самое лучшее слово и дело – всё ещё впереди! Мы Вас очень-очень любим, помним, гордимся Вами. Ваша поэзия нам очень дорога, близка, понятна, созвучна с нашими мыслями о добром и вечном в мире. Ваша поэзия, как глоток воды из чистого родника в наше смутное время. Пока стихи на свете есть, нам есть, на что надеяться! Пусть и дальше, и ещё очень и очень долго, ведёт Вас муза по жизненному пути на радость Вашим современникам, а значит, и нам – Вашим землякам.

М. Шишкина,

с. Ульяново.

«Вестник» №95(8419) за 27 ноября 2002 г.